Как помочь ребенку пережить неудачу?
Как помочь ребенку пережить неудачу?
Все переживали неудачи в детстве. Но когда сами стали родителями, болит в два раза сильнее. К обиде примешивается тревога за ребенка, внутри бунтует перфекционист и плачет любящий взрослый.
Почему случаются неудачи и как на них реагировать взрослым – рассказывает Василий Солтан, педагог, психолог, управляющий партнер Академии гармоничного развития «Как Здорово!».
Договоримся сразу: неудачи нужны. Проваленные экзамены и разбитые коленки есть на счету каждого взрослого. Но что делать, если неудачи ребенок переживает болезненно и теряет интерес к занятию, когда у него что-то не получается.
- Проблема: вы слишком зациклены на результате. И, возможно, только вам важно, чтобы круг был круглым, а линии ровными. И никакого удовольствия от процесса.
- Решение: учите ребенка разбивать большие задачи на маленькие этапы. И по ходу делайте акцент на прогрессе. «Еще вчера ты проехал на велосипеде только до той скамейки, а сегодня проехал уже целую дорожку». «Вчера у тебя в похожем примере были ошибки, а сегодня ты решил правильно». И обязательно обсуждайте, какие усилия помогли добиться этого результата.
- Проблема: требования к ребенку «не по возрасту» – он не может выполнить то, что просят.
- Решение: наблюдайте и пытайтесь разобраться, почему что-то не получается. Например, мамы малышей часто сетуют – не умеет пуговицы застегивать, шнурки не завязывает. «Это же так просто. Вон, посмотри, Маша уже оделась, а ты».
Что в этом сразу не так – обесценивание. Если что-то легко вам (или кому-то другому), это не значит, что легко должно быть вашему ребенку. Не обесценивайте его усилия фразами «что тут сложного вообще?». Лучше помогите понять, что мешает.
Чаще всего оказывается, дело в физиологии – ловко завязывать шнурки и застегивать пуговицы (а еще держать ложку правильно, проводить прямые линии, писать аккуратно) мешают зажимы в плечевом поясе, недостаточно развитая крупная и мелкая моторика.
- Проблема: у ребенка нет внутренней мотивации — он готов делать что-то только в игровой форме. Если шоу нет, становится неинтересно.
- Решение: внутренняя мотивация – это когда мы выполняем даже сложные задачи, не ожидая внешнего поощрения. Мы выполняем работу, потому что осознаем важность.
Сила внутренней мотивации – это снова про физиологию. Работа мозга, гормональный статус ребенка, здоровье сосудов и даже клеток – всё это влияет на мотивацию. Когда ребенку всё лень и ничего не заводит, подключаются нейропсихологи, чтобы понять причину.
Но что важно знать родителям: внутренняя мотивация формируется через любовь к движениям – первые двигательные навыки ребенка, зарядка, активные прогулки, занятия спортом. Задачи, от которых ребенок получает удовольствие. «Я попытался и у меня получилось» – это ресурс, который наполняют наш внутренний «банк мотивации».
- Проблема: ребенок избегает сложных задач. Не уверен в своих силах.
- Решение: убедитесь, что дело не в болезненному опыте неудач в прошлом. Если ругали за провал – второй раз пытаться не захочется.
Верьте в детей. Верьте, что первые неудачи – это еще не полный провал. Помогайте преодолевать, делайте это вместе: покажите внутреннему ребенку, что у вас всё под контролем, усмирите бунтующего перфекциониста и дайте право голоса любящему взрослому, который скажет ребенку: «Чем я могу тебе помочь, чтобы у тебя всё получилось? Что мы с тобой можем сделать для этого?».
О внутренней мотивации, о выстраивании доверительных и гармоничных отношений c ребенком, о роли школы в формировании адекватной самооценки у детей Василий и его коллеги расскажут на большом родительском собрании – форуме «Воспитание со смыслом». Форум пройдет в online-формате 1-3 апреля – подробности.