Правила безопасности. О чем важно поговорить с ребенком?
Правила безопасности. О чем важно поговорить с ребенком?
Все заботливые родители переживают о безопасности детей и стараются минимизировать факторы риска, потому что самостоятельно оценивать риски дети не умеют.
И если легко поставить замки на окна или заглушки на розетки, то как быть с ситуациями, в которых ребенку приходится общаться с посторонними людьми.
Сегодня в рубрике #leo_expert общаемся про правила безопасности для детей с педагогом-психологом, тренером по детской безопасности школы «Стоп Угроза» https://www.instagram.com/stopugroza_nn/ Ольгой Демидовой.
Закладываем фундамент безопасного поведения
1. Разрешайте ребенку быть громким и привлекать к себе внимание в общественных местах. А иногда устраивайте тренировки по крику: на природе отойти подальше и громко кричать друг другу что-то хорошее: "лето", "мама", "солнце" и т. д.
2. Не требуйте от ребенка быть вежливым с посторонними людьми: не ругайте, если не поздоровался с тетей Машей или соседом. Стремление выглядеть вежливым и правильным мешает детям защищать себя от похитителей.
3. Обсуждайте с ребенком окружающих людей, делите их на категории. Для этого можно использовать методику "Круги доверия", но сократите количество кругов до трех:
- зеленый – семья - маме и папе надо все рассказывать и советоваться.
- желтый - друзья и знакомые - если эти люди что-то предлагают, то надо сначала спросить у зелененьких;
- красный - незнакомцы - с ними нельзя разговаривать, незнакомые люди не должны обращаться к чужим детям с вопросами или за помощью.
На этих кругах можно нарисовать людей из вашего круга общения, подписать их и дополнять.
Берите круги доверия с собой на прогулку и чаще о них говорите.
4. Личный пример в ситуации общения с посторонними людьми: как со знакомыми, так и с незнакомыми. Например, не принимайте угощения от посторонних: "Спасибо, но нельзя".
Постороннему можно не объяснять, а вот ребенку расскажите, что нельзя ничего брать у посторонних людей, даже если они очень хотят угостить. Если что-то предлагает знакомый человек, то прежде чем взять надо спросить у мамы или папы.
5. Разрешайте ребенку говорить "нет", принимайте отказ и помогайте ребёнку отстаивать своё "нет" в общении с другими людьми, например, когда бабушка предлагает "еще немножко пирога", а ребенок не хочет и т. д.
Это были некоторые базовые принципы. Подумайте, как они реализуются у вас в семье и что можно изменить, чтобы ребенок мог уверенно отказать чужому взрослому? Рассмотрим подробно, в каких ситуациях это важно.
Алгоритмы поведения в опасных ситуациях.Ребенок потерялся (на улице, в ТЦ или магазине).
Алгоритм, который необходимо обсудить и проиграть с ребенком такой: ребенок стоит на месте, родители - ищут. При этом ребенок должен громко позвать маму или папу и ни с кем не уходить, даже если подошел охранник, администратор или продавец и хочет помочь.
И здесь, как видите два умения:
-
умение громко кричать и звать маму;
-
умение отказать настойчивому взрослому.
Для старших дошкольников можно освоить алгоритм поведения в ситуации, если взрослый взял за руку и хочет увести: в такой ситуации надо кричать «Помогите, я не знаю этого человека» и одновременно с этим падать на землю и пинаться. Такое поведение привлечет внимание окружающих и они не подумают, что это просто капризный ребенок упирается.
Самое главное в таких отработках – не пугать ребенка, даете ему понять, что вы просто учитесь кричать и звать на помощь.
В любой ситуации у ребенка должна быть возможность связаться с родителями:
в этом помогут гаджеты, выученный наизусть номер телефона или номера родителей, записанные на браслете.