Раннее развитие и обучение. Когда и с чего начинать?
Раннее развитие и обучение. Когда и с чего начинать?
Раннее развитие - фраза, которую всё чаще слышат молодые родители из уст специалистов. Что это - популярное течение или необходимые меры для гармоничного роста ребёнка, и так ли оно полезно для крох? На наши вопросы ответила Елена Калита - детский педагог, автор образовательного проекта для детей Study-smile.
Что такое раннее развитие?
- Раннее развитие - это создание для малыша развивающей среды, или условий, в которых ребёнок может свободно и комфортно функционировать, восполняя свои актуальные возрастные потребности познания мира.
Раннее развитие - это не то, что сделает из карапуза гения, на самом деле это нормальное развитие ребёнка, которое способствует гармоничному раскрытию детской личности.
В чём смысл раннего развития?
- Главная задача раннего развития - давать ребенку необходимые стимулы, которые будут побуждать его мозг и тело двигаться, учиться, трудиться, тем самым, развиваться и приобретать новые знания и умения. Детей учат быстро и легко адаптироваться в изменяющихся условиях окружающего мира, причём так, чтобы малышам было весело и интересно.
Какие методики раннего развития существуют?
- Залогом того, что новая деятельность будет воспринята малышом с интересом, является попадание в пик интересов ребенка. На это и рассчитаны основные методики раннего развития, среди которых можно выделить такие:
* Методика Марии Монтессори - развитие с помощью правильно организованной среды для ребёнка. Учитель, ребёнок и среда формируют так называемый «треугольник обучения». Группы с детьми разных возрастов – важная отличительная черта. Младшие дети учатся у детей постарше, а взрослые детьми могут укреплять свои знания, обучая младших вещам, которые они уже освоили.
* Методика Береславского - позволяет даже совсем крошечных детей (начиная с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
* Вальфдорская педагогика - развитие прикладных умений ребенка: шитье, лепка, резьба по каменю, работа с деревом.
* Методика Гленна Домана - развитие интеллекта ребенка с помощью наглядных печатных материалов (знаменитые «Карточки Домана»).
* Методика Сесиль Лупан - развитие с помощью подручных материалов.
* Методика Зайцева - известная методика обучения чтению с помощью кубиков и таблиц.
* Методика Никитиных - развитие мышления ребенка по принципу от простого к сложному.
* Методика Елены Даниловой - развитие в движении, опора на природные физические потребности ребёнка.
* Методика Ибука - основана на том, что все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. И дальнейшее их деление на умных/глупых полностью зависит от воспитания. По сути это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.
С какого возраста можно начинать раннее развитие малыша?
- С рождения! Но исходя из определённых методикой данных.
Даже с новорожденным ребенком можно играть, задействуя при этом все его органы чувств. Чем старше становится ребенок, тем разнообразней должен быть набор игр с ним.
Может ли раннее развитие нанести вред ребёнку?
- Что обязательно понимать и учитывать: любая методика - это теоретическая часть занятия, которую нужно адаптировать к конкретному ребенку, чтобы она дала качественные плоды.
Если говорить об обучению конкретным навыкам (чтение, счет, письмо и др.), то исходя из вышеперечисленных методик, время для начала обучения каждого навыка все указывают по-разному.
Раннее развитие, увы, может пойти не на пользу ребенку, если родители не учитывают индивидуальных особенностей ребенка, а слепо следуют инструкциям из описаний методик.
Главный принцип - не перегружать. Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один — у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое. Но если ребенок не показывает признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием — он может делать это сколько угодно долго.
К выбору обучающей методики для своего малыша отнеситесь вдумчиво и ответственно, без амбиций. Помните, что раннее развитие - это не способ вырастить ещё одного Энштейна или Моцарта, это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребности вашего ребёнка. Ваша основная задача - определить, какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие.
А как вы относитесь к раннему развитию? Занимаетесь ли с малышом по какой-то из указанных методик? Принять участие в обсуждении темы и задать вопросы нашему специалисту вы можете здесь.