Как помочь ребенку стать уверенным в себе?
Как помочь ребенку стать уверенным в себе?
Самооценка ребёнка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Основное влияние оказывает то, как относятся к нему окружающие, и главным образом – родители.
Положительная, доброжелательная атмосфера в семье, желание близких понимать и поддерживать ребенка – это фундамент развития здоровой личности малыша и самооценки в том числе.
⠀
Сегодня в рубрике #leo_expert мы говорим с детским и семейным психологом Анастасией Гавриленко о том, как помочь ребенку стать уверенным в себе.
⠀
Уверенный ребенок хорошо к себе относится. Да, он огорчается из-за неудач, но у него есть желание исправить положение, потому что он получает поддержку, вместо критики. Он знает, что его ценят и замечают не только за заслуги и достижения, но и за старания, которые он делает и даже за неудачи. Представляете?
Ведь плохой результат – тоже результат!
Главное то, что мы из этой работы вынесли, а достичь цели успеем всегда.
⠀
Давайте разберемся, какие уровни самооценки бывают?⠀
1. Завышенная самооценка:
- Ребенок уверен в собственной правоте.
- Хочет управлять детьми (в коллективе или просто в игре), при этом указывая на слабость другого.
- Не умеет слушать, перебивает.
- Часто говорит: «Я лучший».
- Всегда старается переключить внимание на себя, зачастую с агрессией.
⠀
⠀2. Заниженная самооценка:
- Ребенок тревожен, есть много страхов (зачастую социальных: боится, что обидят, обманут, не заметят, не оценят).
- Не уверен в себе, нерешителен, настроен на неудачу.
- Избегает общения со сверстниками, хочет все время уединиться.
- Часто говорит: «Я плохой», «У меня не получится».
⠀
⠀3. Адекватная самооценка:
- Ребенок верит в свои силы, знает свои сильные стороны.
- Умеет просить помощь и давать её.
- Умеет принимать решения.
-Умеет признавать ошибки и стремиться их исправить.
⠀
До 5 лет большинство детей эгоцентричны и имеют завышенную самооценку – и это норма. Главное, родителю замечать и корректировать поведение постепенно.
⠀
Как можно помочь ребенку в формировании уверенности:
⠀
1. Создавайте ситуации успеха. Давайте задания не легкие, а «со звездочкой», т.е. те, с которыми вы предполагаете, что он справится, но с небольшим усилием. Это нужно делать для мотивации. Если вы видите, что ребенку сложно, ОБЯЗАТЕЛЬНО отметьте те усилия, которые он УЖЕ приложил и предложите свою помощь.
2. Создавайте ситуации, где можете отдать решение ребёнку.
«Как думаешь?/Помоги выбрать/Что ты хочешь?».
Отмечать стоит не только результат, но и ход мысли ребёнка, а также усилия, которые он вкладывает.
Даже если ничего не получилось.
3. Говорите о слабых местах. Один из способов узнать о самооценке ребенка - попросить его рассказать (описать) о том, какой он? Важно часто беседовать с ребёнком о его качествах, достоинствах, сильных сторонах, чем он хорош, как человек, как друг, брат, сын и т.д.
⠀
Рассказывайте, что в обществе что-то считается достоинством в человеке, что-то недостатком. И если у нас не так, как этого хочет социум, это не в коем случае не означает, что мы плохие.
⠀
Например, ребенок медлительный, подумайте над тем как организовать его быт, работайте над этим, но и говорите о том, как это может стать его достоинством. Достоинством может быть в этом случае то, что он более вдумчиво занимается делом или доводит его до конца, возможно, такие дети более усидчивые и внимательные. Рассказывайте, что все люди разные - кто-то силен в одном, кто-то в другом и это нормально. Ребёнок не должен бояться своих слабых сторон, а должен о них знать и принимать.
⠀
Как стоит общаться с ребенком, чтобы развивать в нем адекватную самооценку?
⠀
1. Фразы из разряда «ты самый лучший ребенок на свете», «ты такой умный/хороший/молодец», весомы для ребёнка, но их необходимо балансировать с конкретной похвалой.
2. «Вот эта твоя реакция говорит о твоем терпении. Молодец, что так отреагировал!». Замечайте любое хорошее качество ребенка — доброту, послушание, настойчивость, справедливость.
⠀
Если у малыша что-то произошло, что позволило пошатнуть уверенность в себе, то ваша первая задача – сопереживание. Здесь поможет техника «активного слушания».
Никаких нравоучений, осуждений, советов, готовых решений. Просто дайте понять ребенку, что вы чувствуете, что с ним.
Не спешите исправить состояние грусти ребёнка, иногда полезно в этом состоянии чуточку побыть. Вместе.
⠀
Примеры активного слушания:
«Ты выглядишь расстроенным. Расскажи, что произошло?» (и задача мамы после этого слушать. Для надежности, можно даже закрыть рот руками, чтоб не было соблазна говорить).
⠀
Хочу дать вам простое упражнение, которое будет развивать в ребенке уверенность в себе.
Заведите какую-нибудь коробку или баночку, красиво оформите (вместе!). Назовите эту коробку «копилкой моих успехов». Ещё приготовьте небольшие листочки бумаги.
⠀
А теперь ежедневное правило: когда ребенок возвращается домой из садика или школы, ему нужно вспомнить и написать (с помощью мамы, если не умеет ещё писать) на листике то, что сегодня у него получилось, за что можно себя похвалить!
Например:
• «Не плакал в садике»
• «С выражением прочитал стихотворение»
• «Нарисовал красивый рисунок на осеннюю тему»
• «Открыл дверь бабушке-соседке»
⠀
Все записи складывайте в копилку достижений.
Очень важно помочь ребёнку даже в самой неблагополучной ситуации найти что-то, что ему удалось.
Пополнение копилки изо дня в день само по себе наполняет детей большей уверенностью в себе, в особенности, если и родители относятся к его победам с уважением (а не с обесцениванием, якобы с высоты своих лет и опыта, соотнесите возраст и дела).
⠀
У всех случаются дни, когда кажется, что «ничего у меня не получается». В это время тоже можно обратиться к «копилке», чтоб напомнить ребёнку о том, какой он на самом деле. А неудачи случается у всех. И погрустить по этому поводу тоже можно.
Но не долго. Потому что ребенок вспомнит, что у него уже есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха!
⠀
Анастасия подготовила тест «Лесенка» для определения самооценки ребенка. Выполнить его очень просто.
Его можно проводить с детьми от 3 до 8 лет.
Нарисуйте или распечатайте лестницу из 10 ступенек.
Расскажите ребенку, что на нижней ступеньке находятся самые плохие детки (усильте значение «плохого»), а на самой верхней самые-самые хорошие (тоже придайте красок этой характеристике).
Попросите ребенка показать или нарисовать себя на этой лестнице, точно указав ступеньку.
Если рисунок окажется на первых трёх ступеньках, то самооценка занижена. Положение рисунка на ступеньках с 4 по 7 скажет об адекватной самооценке. Позиция рисунка на ступеньках с 8 по 10 - признак завышенной самооценки.