Как хвалить ребенка?
Как хвалить ребенка?
Большинство родители пытаются максимально уделять внимание психическим процессам их детей, интересуются, как поступать в различных ситуациях, как справляться с кризисами развития, как наказывать и поощрять детей.
Сегодня мы поговорим о похвале c детским психологом Анастасией Гавриленко.
Надо ли хвалить ребенка и как? В каких ситуациях?
Родительская похвала - основа зарождающейся самооценки на всю жизнь и очень важный момент в развитии вашего ребенка. Не бойтесь его хвалить и хвалить щедро.
Но стоит сказать, что похвала одинаково может влиять на ребенка как положительно, так и отрицательно. От родителей часто можно услышать, что они похвалят ребенка, а после этого он становится сам не свой, «как с цепи срывается», будто пытается доказать, что он никакой не "молодец". Что это значит? Это значит, что начиная уже с 2-х летнего возраста, ребенку нужна конкретизированная похвала, которая даёт некую оценку его действиям. Такая форма похвалы помогает делать выводы о своих поступках.
Хвалить самого ребенка общими словами, такими, как: "молодец", "помощник", "хороший/чудесный мальчик", "ты такой добрый" – не совсем правильно.
Например. Андрей (5 лет) играет в своей комнате. К нему все время подходит младшая сестра и пытается взять его игрушки. Это очень не нравится Андрею, он злится на нее, терпит изо всех сил, чтобы не толкнуть. Но про себя говорит гадости о сестре. В этот момент заходит в комнату мама, видит, что дети играют и говорит: "Андрюша, ты у меня такой умничка", целует в лоб и выходит. У Андрея происходит диссонанс, он ведь злится на сестру, говорит ей гадости, какой он умничка?
После такой похвалы, ребенок может начать чувствовать тревогу и сомнения, и, возможно, поспешить "доказать" маме, что он не молодец, то есть сделать откровенную гадость.
Как стоило бы сказать? Очень важно маме выражать свои чувства на конкретное действие:
"Андрей, я вижу, сестренка лезет к тебе и мешает. Ты достаточно терпелив к ней. Я горжусь тобой".
Или: "Мне радостно, когда ты терпеливо, по-взрослому относишься к проделкам своей младшей сестры".
Или: "Как приятно смотреть, когда вы вместе играете и не ссоритесь. Я люблю вас".
Вывод, который может сделать ребенок:
- я умею быть терпеливым;
- мама порадовалась за меня;
- то что я делаю, вызывает хорошие эмоции.
Итак, избегайте общие понятия и, хваля ребенка, конкретно говорите, что вам понравилось, что удалось сделать ребенку. Важно, при этом не акцентировать внимания на том, что НЕ удалось.
Когда же ребенка стоит хвалить?
Каждый раз, когда он чего-то добился своим трудом, приложил усилия, совершил достойный поступок, а не просто оценивать его личность. Поскольку это может привести к неоправданно завышенному самомнению, с которым в обществе, за пределами родительского дома, будет обходиться непросто. При похвале ребенка отмечайте, что ему удается с легкостью, а что с трудом. Обязательно, подкрепляйте свои слова невербальными действиями - поцелуем, улыбкой или просто поглаживанием по руке.
Когда ребенка хвалить не стоит?
- Часто и без причины. Это может обесценить похвалу, она перестанет нести какой-либо смысл.
- Хвалить за способность, которая дана ему природой. Это есть и это здорово. Похвала за способность, а особенно слишком частая - лишь тормозит ребенка в развитии и самосовершенствовании.
- Нельзя хвалить ребенка за счёт ругани другого ребенка, сравнивая их. Особенно, если первому то, что он сделал, дается легко, а второму - сложно, даже с приложением усилий.